Эдгар Дега (1834-1917) является одним из самых известных импрессионистов. С точки зрения связи фотографии и импрессионизма, Дега интересен как один из первых художников, который начал писать картины своих персонажей во время их работы.

К таким работам относится портрет художественного критика Диего Мартелли, который Дега создал в 1879 году.

Картина как репортаж

Диего Мартелли Эдгар Дега
Портрет Диего Мартелли, 1879, Эдгар Дега

Дега написал портрет Мартелли в процессе работы и размышлений, а не просто изобразил его за столом, как это было принято ранее. Можно сказать, что Дега сделал фоторепортаж во время работы Мартелли, а не его постановочную фотографию.

Мартелли был итальянцем и одним из важнейших критиков искусства. Дега и Мартелли были друзьями, поэтому портрет получился таким достоверным и правдивым.

Необычный стул

На картине Мартелли сидит на стуле, скрестив руки. Стул сам по себе также не обычен – его конструкцию разработали во время эпохи Ренессанса. Такой стул можно встретить на портретах времен Ренессанса очень часто. Можно предположить, что Дега намекал на значимость Мартелли для мира искусства или на его связь с искусством.

Мартелли на картине сидит так, как будто не знает, что его рисуют. Он не позирует и погружен в раздумья. Возможно, он обдумывает очередную статью о живописи, даже о Дега. Об этом свидетельствуют бумаги на столе критика. Именно непринужденностью обстановки и скоротечностью момента картина напоминает фотографию.

Зритель смотрит на Мартелли с высокой точки, поэтому мы можем рассмотреть все бумаги и предметы на столе. Мартелли отвернулся от своих бумаг, возможно из-за того, что испытывает творческий ступор или обдумывает очередную тему.

Почти все интересные события на картине происходят ближе к границам полотна. Сам Мартелли также смотрит из картины в сторону левой границы.

Простые тапочки с непростой задачей

Особую роль в картине играют тапочки с красной подкладкой, которые расположены в левой нижней части картины. Тапочки играют композиционную роль – заполняют пустое пространство, а также заставляют зрителя задуматься, почему Мартелли снял тапочки, которые обычно носят дома.

В самом верху картины можно заметить цветовую диаграмму Ньютона, которая показывает разложение солнечного света на различные цвета.

Мартелли интересовался связью науки и искусства, свойствами света и способами изображения света в живописи. Для Дега, как импрессиониста, свет также был важен, так как импрессионисты старались изображать свет так, как они его видят, а не так, как этому учат в художественных школах.

Как изобразить мышление

Картина Дега показывает человека за работой, иностранца, который прибыл во Францию и находится в процессе работы. Он думает, размышляет и совсем не позирует. Все тело объекта показывает, что он находится в стадии размышления и осознания. Дега стал одним из первых, кто показал мышление как работу и труд.

Если бы картина Дега была фотографией, ее можно было бы назвать жанровым портретом, или производственным портретом – фотографией человека за работой.

Заслуга Дега в том, что он смог изобразить почти статическую умственную работу в динамичной и выразительной картине. Чего можно пожелать и фотографам.

Добавить комментарий