Поль Сезанн многим обязан как художник Камилю Писсарро. Как и Писсарро обязан Сезанну. В молодости Сезанн начинал писать картины в стиле классической живописи, которые были более связаны с искусством как таковым, чем с реальной жизнью.

Сезанн часто посещал музеи и рисовал Мадонн, библейскую тематику и прочее. Но силу и талант Сезанна помог раскрыть его друг Камиль Писсарро, который направил юного художника на иной путь развития.

Писсарро решает научить Сезанна писать картины с жизни, а не из выдуманной реальности. Поэтому он привозит Сезанна в Понтуаз, промышленный район, где они вдвоем начинают учится новому искусству.

Их работы стали совершенно отличными от тех, которые делали другие импрессионисты. Если остальные рисовали город, технические достижения и общество, которое находилось в этих достижениях, то Сезанн и Писсарро писали сельскую рабочую местность.

И хотя оба художника работали в поле вместе, их картины противоположно отличаются друг от друга.

Анализ одной из картин Писсарро проведен здесь. Сейчас мы попробуем разобраться с картиной Сезанна «Маленькие домики в Овере» 1874 года.

Поль Сезанн Маленькие домики в Овере
Маленькие домики в Овере, Поль Сезанн, 1874

Отшельник Сезанн

Отличительной особенностью многих пейзажей Сезанна является отсутствие человеческих фигур. Это можно объяснить замкнутой личностью художника, который дичился общества, чувствовал себя неловко в присутствии людей, в том числе моделей для картин.

В отличие от Писсарро, у которого почти на каждой картине с пейзажем есть люди, Сезанн людей на пейзажах не изображал. Вместо этого он создавал атмосферу присутствия человека без самого человека на полотне.

Непонятные мазки

Эта картина входит в число одних из самых важный произведений живописи 19-го века, потому что содержит первые мазки, которые не отображают реальных предметов. Их можно заменить в правой части полотна.

Поль Сезанн Маленькие домики в Овере

Это первые мазки в истории живописи на законченной работе, которые не несут отображающей функции, то есть, не передают на картине того, что существует в реальной жизни.

Это не деревья, не тени, не окна, не часть дома. Это просто мазки краски на картине. Но они несут структурную функцию — делают место, на котором нанесены, плоским и уравновешивают картину.

Сезанн сделал картину, которая заставляет думать о ее структуре, о том, как смешаны краски и как они сочетаются.

Что за маленькие дома изображены на картине

На картине показана Франция, которую не затронули ни война, ни технические достижения и модернизм. Это настоящая сельская глубинка, которые многие назовут настоящей Францией.

Домики на картине показывают обычное жилище сельских тружеников. Кстати, эти же дома, что на картине Сезанна, можно увидеть и на картине Писсарро «Сбор урожая картофеля».

Сбор урожая картофеля, Камиль Писарро
Сбор урожая картофеля, 1874, КамильПиссарро

Сам Сезанн является выходцем из такой Франции. Он родился в Провансе, самом старом и самом классическом регионе Франции. Там ценился физический труд и работа с реальным миром.

Поэтому картина Сезанна не передает современности окружающей среды, как это делают работы Эдуарда Мане или Клода Моне. Это не городской пейзаж и не туристическое место. Это место, наоборот, кажется таким, каким оно было столетия до этого.

Сезанн смогу создать искусство там, куда многие импрессионисты даже и не думали заглядывать.

Добавить комментарий