Жорж Сера (1859-1891) воплотил в своем творчестве классические идеи живописи и научные данные о том, как человек воспринимает окружающую действительность, как работает зрение и глаза. Сера был академическим художником, но выбрал для своих тем современную ему жизнь.

Рабочий люд на отдыхе

В 1883 году Сера пишет картину «Купальщики в Аньере». Район Аньер расположен в пригороде Парижа на берегу реки Сена. Во времена Сера это был рабочий район, одно из наиболее индустриализированных мест возле Парижа.

Купальщики в Аньере Жорж Сера
Купальщики в Аньере, Жорж Сера, 1883

В этом месте работники фабрик собирались в солнечные дни и отдыхали. В отличие от традиционной живописи, фигуры купальщиков на картине Сера не несут никакого эротического наполнения. Это обычные роботяги, которые после рабочего дня пришли окунуться в воду. Некоторые из них могут быть безработными, так как сама фабрика на заднем плане работает, а люди на пляже – нет.

Связь с древним Египтом

Как известно, Наполеон и его военная кампания в Египте дала Европе возможность ознакомиться с древнеегипетским искусством. Многие египетские скульптуры и артефакты были перевезены в Париж.

Сера регулярно ходил в Лувр и смотрел на египетские статуи и фигуры. Он делал зарисовки, которые в последствие использовал в своих работах.

Эксперты отмечают, что «купальщики» Сера несут в себе черты древнеегипетского искусства в своей монументальности. Они как будто застыли на века. Каждую фигуру Сера тщательно прорисовывал, доводя до совершенства.

И до Сера художники черпали вдохновение из работы древних коллег, но только он впервые перенес наследие древнего Египта в работы об обычных людях Франции 19-го века.

Аристократы на отдыхе

В 1884 году Сера начинает работать над другой картиной, которая называется «Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884». Дата 1884 входит в название картины. В действительности Сера начал работу над картиной в 1884 и закончил ее в 1886 году.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт Жорж Сера
Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884, Жорж Сера, 1886

Если сопоставить две картины рядом, то можно понять, что они изображают один и тот же день, одно и то же место.

На «Купальщиках» в правой части можно заметить лодки и паруса. Эти же лодки есть и на картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884». То есть, две картины показывают разные берега Сены. И если сравнить изображаемых людей на картине, то можно понять, что на двух противоположных берегах реки находятся два противоположных класса людей.

На «острове Гранд-Жатт» находится только высший слой общества. Об этом можно судить по одежде людей и по тому, как они себя ведут. Здесь много женщин с зонтиками, детей и домашних животных. Есть даже обезьянка.

Выход к острову Гранд-Жатт в то время был со стороны богатого пригорода Парижа. Даже сейчас этот район принадлежит состоятельным людям.

На этой картине можно четко увидеть влияние египетского искусства на Сера. Пара на переднем плане картины изображена четко в профиль, как фараон и его королева были изображены на древних фазах. Даже те фигуры, которые сидят на картине, напоминают древнеегипетские.

Сложная социальная структура

Картина Сера настолько сложна в своей структуре, что потаенные смыслы в ней можно находить бесконечно.

Вот например, взаимоотношения мужчин и женщин той Франции. На картине всего две пары мужчин и женщин, которые связаны между собой родственными узами. Это пара на переднем плане с зонтиками и пара на заднем плане. Одиноких женских и мужских фигур на картине явно больше.

Интересный возраст женщин

С женщинами на картине Сера еще сложнее. Если поискать на картине разные возраста женщин, то можно найти грудного младенца, детей повзрослее, девушку-подростка, девушку, которую можно отдавать замуж, молодых мам и наконец, женщину преклонного возраста.

То есть, Сера изобразил на картине все возраста женщины от младенчества до старости.

Новорожденного ребенка родители держат на руках.  

За новорожденным ребенком по возрасту идет девочка, которая находится возле матери – женщины с зонтиком.

Другая девочка постарше весело бежит по траве.

Девушка подросток сидит без шляпы. Рядом с ней сидит девушка постарше, которую уже можно выдавать замуж.

Остальные женщины уже взрослые, две из них показаны со своими мужьями. И наконец, самая пожилая женщина с зонтиком как бы заканчивает цикл, который показывает всю жизнь женщины.

Разные, но не важные мужчины

Примечательно, что мужские фигуры на картине отличаются друг от друга, о чем говорит эта их одежда. В то время как женские фигуры приблизительно одинаковы. Четко сказать, чем занимается та или иная женщина на картине нельзя.

В то время как среди мужчин можно выделить военных, музыканта, гребца, банкира или другого служащего. Но мужчины на картине Сера играют дополнительную роль к женщинами.

Добавить комментарий