История борьбы фотографии и живописи

Современная уличная фотография, как часть документальной фотографии, была не первой, кто обратил внимание на проблемы окружающего мира, а конкретнее – на жизнь непосредственно на улицах города.

"Кафе-концерт", Эудард Мане
«Кафе-концерт», Эудард Мане, 1879. Картина напоминает по композиции и эстетике фотографию

Первыми, кто начал непосредственно выходить на улицы для поиска тем, стали художники. И импрессионисты были одни из первых, кто начал изучать улицу и город. Вместо фотоаппарата художники использовали свою память и воображение.

Многие картины импрессионистов выглядят, как раскрашенные красками фотографии, они похожи композицией с фотографией, фрагментарностью изображения. Часто люди и предметы на картинах импрессионистов обрезаны, как на фотографии, или перекрыты другими предметами.

Все это происходило потому, что цели импрессионистов и фотографии одинаковы – изучить и показать окружающий мир художника или фотографа.

Танцовщица с букетом Эдгар Дега
«Танцовщица с букетом», Эдгар Дега, 1880.
Еще один пример схожести фотографии и картины

Фотография относительно молодое искусство, потому неудивительно, что она использовала наработки живописи, история которой насчитывает тысячелетия. Однако, те принципы, которые использовали импрессионисты, были сформированы приблизительно в то же время, когда появилась и начала развиваться фотография.

История живописи и фотографии – это история борьбы, синтеза и взаимодействия. Как живопись вдохновляла фотографию, так и фотография развивала живопись.

Эпохальный период для живописи

Живопись в начале и середине 1800-х находилась на рубеже эпохальных изменений, которые в корне изменили представление о возможностях и целях европейского искусства.

Словно повторив исторический цикл развития, живопись вновь начала обращать свое основное внимание на реального современного человека и окружающий быт. Как когда-то эпоха Ренессанса перенесла свой фокус на земной мир человека с мира небесного, описанного в Евангелии, так и в середине 1800-х искусство вновь обратилось к современной жизни, отвернувшись от книг античности.

Процесс отказа художников от изучения археологических находок и музеев, и выход на улицы городов, можно назвать главным достижением искусства того времени. Эти процессы проходили медленно и масштабно, но были люди, которые ранее других поняли необходимость этих изменений.

Нельзя сказать, что этот переход был гениальной находкой отдельных личностей. Однако передовые мысли и авангардизм некоторых мыслителей, критиков, поэтов и художников способствовали скорейшей трансформации и развитию искусства.

Почему Бодлер важен не только как поэт

Как Шарль Бодлер заложил основы фотографии
Портрет Шарля Бодлера, Густав Курбе, 1849

Одним из таких людей был Шарль Бодлер, который более известен широкой аудитории как поэт. Но Бодлер важен истории и в роли художественного критика.

В 1846 Бодлер пишет художественный обзор Парижского салона, который стал настолько передовым, что определил новые задачи и роль критики.

В этом обзоре Бодлер заявил, что считает неверным то, что художник представляет искусство с оглядкой на прошлое, изучает старые тексты и картины, восстанавливает прошлое по археологическим находкам. Бодлер написал, что средневековые и античные художники рисовали свое время, и современные художники должны делать так же.

Для этого Бодлер хотел, чтобы художники выходили на улицу, видели окружающий мир и вдохновлялись им, а также непосредственно писали картины об окружающей реальности, делали город произведением искусства.

По представлению Бодлера, художник должен был выходить на улицы города без определенного плана, просто прогуливаться по улицам, интересоваться погодой, прохожими, которые и будут формировать направление движения и ход его творческой мысли.

В это же время город, по мнению Бодлера, должен был предоставлять художникам сотни событий, из которых должна быть выбрана тема для картины.

Эта идея радикально отличалась от идеи классической живописи Франции, классицизма и романтизма, которые предполагали обучение художника путем изучения старых книг, мастеров и картин. Художники постоянно ходили в музеи и срисовывали старые картины, а также просиживали с книгами старых писателей.

Бодлер же предлагал художнику изучать и развивать собственное восприятие и чувственность, с помощью которых художник трансформировал окружающий мир в произведения искусства.

Проблемы современного искусства похожи на проблемы прошлых дней

Мысли Бодлера хороши и для нашего времени. Например, Бодлер писал, что по своей собственной лени художники черпают темы для произведений из прошлого. По мнению Бодлера, каждому веку и каждому народу присуща своя красота, а потому художники должны обращать внимание на окружающий мир, а не на прошлое.

Уделил внимание Бодлер и одежде своих современников. В 21-м веке принято считать век 19-й классическим в плане одежды, но тогда, видимо, так не считали. Бодлер заявил в своем эссе, что одежда его современников также наделена своей красотой и экзотичностью, и не следует художникам рисовать современных людей в древнегреческих хитонах. Нам покажется это странным, но тогда традиционно было изображать тех же политиков в образе греческих героев и богов.

Бодлер писал, что и в монотонной гамме современной ему одежды можно увидеть красоту. «Великий мастер сумеет создать колорит, используя черный фрак, белый галстук и серый фон», — говорилось в эссе.

Странно понимать, что классические фраки, длинные шляпы и воздушные платья той эпохи считались современниками скучными, но если подумать, одежду своего времени мы также не считаем красивой в сравнении с прошлым.

И вот Бодлер гнал художников из их вымышленной реальности на улицы Парижа. Причем гнал не на какие-то исторические парады и бранные подвиги. Бодлер хотел, чтобы художники уделяли внимание, в первую очередь, предметам и людям, которые находятся непосредственно рядом с ними сейчас.

«Парижская жизнь поистине богата поэтическими и чудесными сюжетами. Чудесное обступает нас со всех сторон, мы вдыхаем его вместе с воздухом, но глаза наши его не замечают», — писал Бодлер.

И был прав. Все таки очень удивительно, как люди не ценят время и эпоху, в которой живут. Это касается и нашего времени.

К сожалению, Бодлер встретил слишком поздно человека, который уже после смерти Бодлера воплотит в своем творчестве все его идеалы и идеи. Этим художником был Эдуард Мане.

Эдуард Мане как воплощение главных идей Бодлера

Огюст и Эжен Мане, Эудард Мане
Огюст и Эжен Мане, Эудард Мане, 1860

Мане начинал свое творчество очень традиционно. Его первая картина, которая попала на Парижский салон, изображала родителей художника. Это обычная буржуазная семья. Мать Мане с корзинкой для рукоделия стоит за спиной отца. Это идеал жены, матери и женщины для классического искусства Франции.

Родители Мане изображены устоявшимися людьми, ничто не говорит о их пороках или невзгодах. Традиционность в каждом мазке. Это не картина, написанная по идеям Бодлера. Сын рисует своих родителей такими, какими их видит общество, и такими, какими они должны быть в глазах общества. Отец Бодлера болен и умрет спустя время, но мы никогда не узнаем об этом, глядя на картину.

Портрет Викторины Меран Эдуард Мане
Портрет Викторины Меран, Эдуард Мане, 1862

Но давайте посмотрим на другую картину Мане: Портрет Викторины Меран, 1862 года. Историками принято считать, что Меран была любовницей Мане. Она была очень умна, писала стихи, позировала моделью для художников и была весьма независимой женщиной по меркам того времени, да и по меркам нашего тоже.

Объект изображения этой картины не совсем совпадал с идеальными представлениями той Франции о том, что должен писать художник. Это не жена Мане, а его любовница. Тут уже нет традиции и моральных законов общества, только личный мир самого Мане. Художник выбрал свою любовницу как музу и как модель, вместо того, чтобы вдохновляться музами с картин прошлого.

Бодлер показывает Мане правильный путь развития

Мане после знакомства с Бодлером в начале 1860-х годов перестает писать традиционные картины, он уже не рисует своих родителей, не ходит в музеи и не перерисовывает классические позы и композиции. Вместо этого, по идеям Бодлера, Мане обращается к городу и ищет в реальной жизни темы для своих полотен.

Мане настолько радикализировался в выборе тематики, что уже не просто рисует свою любовницу Меран, но и рисует ее в мужской одежде в виде матадора. Для того времени даже думать о такой роли женщины было не допустимо.

Меран в костюме матадора, Эдуард Мане
Мадмуазель Меран в костюме матадора, Эдуард Мане, 1862

Мане не только написал такую картину, он еще и представил ее на Парижском салоне, чем вызвал шок у современников, поднял споры о роли женщины и дискуссии о положении художника. И это было только начало скандальной карьеры Манэ.

За картиной с женщиной-матадором последуют «Завтрак на траве», «Олимпия», которые просто взорвут культурное общество Парижа и повлекут волны критики в адрес Мане. Он станет самой скандальной и эпатажной личностью своей эпохи, хотя нам его произведения кажутся высотой гармонии и духовности.

Судьба трагически разъединила Бодлера с Мане, который воплотил все его представления о художнике и его роли в обществе. В начале сентября 1867 года Бодлер умер, а Манэ продолжил шокировать общество своими работами, продолжая развивать искусство и живопись.

Мане заслуживает особого внимания, поэтому в будущем я напишу о нем отдельную запись.

Выводы. Фотограф и художник должны жить реальностью

Примеры великих мастеров показывают нам то, как важно в нашей жизни понимать развитие того или другого искусства и его цели. В частности, фотографии. Вместо того, чтобы копировать классику фотографии или живописи, не лучше ли уделить внимание изучению окружающего реального мира здесь и сейчас?

Возможно, каждому из нас нужно перестать постоянно оглядываться на прошлое и считать, что мы живем в неудачную эпоху. Зная историю, можно с уверенностью сказать, что и через 100 лет люди также будут недовольны своим временем.

Поэтому красоту и вдохновение для творчества нужно искать рядом с нами.

Добавить комментарий